Сотрудники психологических лабораторий учреждений УФСИН России по Томской области проводят коррекционную работу с инвалидами. Сейчас в ведомственных учреждениях отбывают наказание 100 осужденных с ограниченными возможностями. Эта наиболее социально уязвимая категория особенно нуждается в психологическом сопровождении. Специально для них пенитенциарные специалисты разработали авторские программы, которые апробировали и презентовали на недавно прошедшем конкурсе профмастерства. Все коррекционные методики направлены на укрепление психического здоровья, снижение агрессивности, повышение самооценки, толерантности и развитие коммуникативных качеств.
Сегодня в ИК-4 начальник психологической лаборатории Анна Сосновская и ее коллега Евгения Ерк провели групповое занятие. В колонии отбывают наказание 22 инвалида от 25 до 58 лет: 17 человек имеют III группу инвалидности, двое - II группу, и трое - I группу. Психологи всесторонне изучили эту сложную категорию. Наличие семьи они рассматривают как фактор, благотворно влияющий на стабильность психоэмоционального состояния. Согласно статистике, только 8% осужденных инвалидов состояли в законном браке и 17% - в гражданских отношениях. Образовательный уровень влияет на способность адаптироваться в изменившихся условиях. Люди с более высоким уровнем интеллекта и образования более лабильны. Среднее и среднее специальное образование имеют 77% осужденных. Остальные не закончили на свободе среднюю школу, и теперь они сели за парты в школе ИК-4. Характер преступлений говорит о высоком уровне агрессии. 12 человек совершили убийство, четверо - умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, трое – изнасилования, двое - незаконный оборот наркотиков, и один осужден за разбой.
«Групповая психокоррекция направлена на формирование позитивной мотивации и активизации потенциальных возможностей личности. Программа состоит из трех этапов: преодоление коммуникативных барьеров, гармонизация эмоционально-волевой сферы, переосмысление жизненных ценностей. Мы начали занятия в мае. О результатах говорить рано, но меня радует, что многие преодолели замкнутость, неуверенность в себе и идут на контакт. Следующий шаг самый сложный – откровенный разговор о проблемах и путях их преодоления», - рассказала А. Сосновская, победитель регионального этапа конкурса профмастерства.